На заседании совета были рассмотрены Актуальные вопросы по внедрению системы развития национальных систем профессиональных квалификаций на территории Самарской области» - тезисы выступления основного докладчика - руководителя ООО «НТЦ «Право» С.А. Филатовой прилагаются.
Члены совета на своем заседании обобщили полученную информацию и сделали следующие выводы:- Руководители и специалисты предприятий, в том числе - кадровых служб, практически не знакомы с полным перечнем нормативно-правовой базы по профессиональным стандартам; Отсутствует понимание по практическому применению профессиональных стандартов ( прежде всего- работодателями различных сфер экономической деятельности); Отсутствует надлежащее понимание процедуры независимой оценки квалификации (НОК) , а также необходимости ее прохождения ее работниками предприятий и организаций малого бизнеса и в организациях бюджетной сферы.
Принято решение: Активировать разъяснительную работу в сфере развития НОК; Разработать и издать брошюру с пошаговой инструкцией для всех участников процесса .
Тезисы выступления основного докладчика - руководителя ООО «НТЦ «Право» С.А. Филатовой
На протяжении 5-6 лет в Российской Федерации создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее НСПК), в задачи которого входит:
- организация разработки и актуализация классификатора видов профессиональной деятельности;
- содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.
- создание советов по профессиональным квалификациям. Советы по профессиональным квалификациям являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, создаваемыми с целью формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности. Отправной точкой создания НСПК стал Указ Президента РФ от 16.04.2014 N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям". Также было создано Национальное агентство развития квалификаций, в задачи которого входит:
1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;
2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;
3) организует формирование и ведение реестра;
4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;
5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации.
Были внесены изменения и дополнения в такие «глобальные» нормативно-правовые акты "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ в части ведения новых понятий и определений, а также условий обязательности применения профессиональных стандартов.
Был издан Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 238-ФЗ, который описывал главные требования к проведению независимой оценки (далее НОК).
В дополнении к Федеральному закону изданы различные точечно- регулирующие Постановления Правительства и Приказы Федеральных органов исполнительной власти.
Создана колоссальная база профессиональных стандартов, количество которых постепенно приближается к 2000.
Проведённые нами опросы показали, что термин НОК понимается специалистами по-разному, с существенными отличиями от правильного. В ходе проведенного всероссийского опроса работодателей, проведенного по заказу Национального агентства по развитию квалификаций (НАРК), выяснилось, что только 3% респондентов направляют своих работников на независимую оценку квалификации, 18% планируют сделать это в течение ближайшего года, 42% — в перспективе 1-3 лет, 37% — в перспективе свыше 3 лет. На основании вышеизложенного, можем заключить следующее – основной проблематикой того, что работодатели не направляют своих работников на НОК – это не знание, в принципе, этой процедуры, ее преимуществ. Респонденты, которые направили или планируют направить сотрудников в ближайшее время – сегмент, сотрудники которого обязаны пройти эту процедуру законодательно.